Бортовые камни (бордюры)
Бордюры (поребрики) от производителя
Нормативная документация бортовых камней (бордюров)
Виды бордюров
В зависимости от наличия армирования бортовые камни (бордюры) бывают:
- бетонные
- железобетонные
В зависимости от назначения выделяют следующие виды бордюров:
- "садовые" (газонные)
- дорожные
- магистральные
В зависимости от цвета бывают бортовые камни:
- неокрашенные (серые)
- окрашенные в массе (пигмент добавлен в бетон)
- с верхним декоративным цветным слоем (пигмент только в верхнем слое, а весь бордюр не окрашен)
Типы бордюров
В ГОСТе 6665-91 выделяются следующие типы бортовых камней:
- БР - прямые рядовые;
- БУ - прямые с уширением;
- БУП - прямые с прерывистым уширением;
- БЛ - прямые с лотком;
- БВ - въездные;
- БК - криволинейные.
Расшифровка маркировки бортовых камней
Бортовые камни маркируются в соответствии с ГОСТ 23009. Маркировка состоит из буквенно-цифровых групп, разделенных тире.
- Первая группа содержит обозначение типа камня, длину, высоту и ширину камня в сантиметрах, радиус кривизны в метрах для криволинейных камней;
- Вторая группа - класс напрягаемой арматуры.
БР100.30.18 - пример условного обозначения камня типа БР длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм
БК100.30.18.8 - пример условного обозначения камня типа БК длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с радиусом кривизны 8 м
БР600.30.18-АIV - пример условного обозначения камня типа БР длиной 6000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с ненапрягаемой арматурой класса А-IV: БР600.30.18-АIV
Преимущества бордюров
- простота монтажа
- дешевизна
- легкость зонирования уличного пространства
- легкость ремонта
Применение бордюров
- Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов
- Для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок - остановок общественного транспорта и обособленного полотна трамвайных путей
- Для отделения проезжей части дорог от тротуаров на съездах с насыпью высотой менее 2 м и разделительных полос
- Для отделения проезжей части дорог от тротуаров в тоннелях, рамповых частях тоннелей и на съездах с насыпью высотой более 2 м
- Для отделения пешеходных дорожек и тротуаров от газонов
- Для отделения проезжей части улиц, дорог от тротуаров и газонов и устройства полос безопасности
- Для сопряжения покрытий велосипедных дорожек и тротуаров с интенсивным движением детских и инвалидных колясок и др. с покрытием проезжих частей улиц и дорог на пересечениях
Особенности монтажа бортовых камней (бордюров)
- выкапывается траншея и уплотняется грунт на ее дне
- насыпается слой песка или фракционного щебня
- сооружается бетонное основание, на которое монтируются бордюры
- заделываются стыки бортовых камней
Хранение и транспортировка бордюров
Бортовые камни перевозят транспортом любого вида в соответствии с требованиями ГОСТ 9238 и "Техническими условиями погрузки и крепления грузов". Бортовые камни в открытых вагонах и на грузовых автомобилях следует перевозить, перевязанными стальной лентой или проволокой с жесткой фиксацией:
- в пакетах,
- контейнерах,
- на поддонах
Запрещается погрузка камней навалом и разгрузка их сбрасыванием.
Камни следует хранить на складе готовой продукции рассортированными по маркам в штабелях или пакетах высотой до 2 м.
Камни в штабелях должны быть уложены на деревянные прокладки толщиной не менее 30 мм или прокладки из других материалов, обеспечивающих сохранность камней, расположенные по вертикали одна под другой на расстоянии 0,2 длины камня от торца.
Нижний ряд камней следует укладывать на поперечные прокладки шириной не менее 80 мм.
Предложение по бордюрам от ООО "Бетоганза"
- Железобетонные и бетонные бортовые камни высокого качества, соответствующие требованиям ГОСТ
- Сжатые сроки производства за счет наличия у нас достаточного числа форм
- Доставку и выгрузку на объекте с соблюдением оговоренных сроков
- Скидки на большой объем заказа
- Консультации и помощь в выборе требуемых бортовых камней